Корзина
14 отзывов
Спецтехника и запчасти

Двигатель ЧТЗ

С середины нулевых годов тракторы, выпускаемые Челябинским тракторным заводом, по требованию заказчика, могут оснащаться не только «родными» двигателями Т-170, но и силовыми установками от сторонних производителей – Ярославского ЯМЗ и американскими Cummins. Однако, с учетом ранее выпущенных Т-170, на большинстве челябинских машин установлены моторы собственного производства.
в виде спискав виде галереи

История создания и применения двигателей ЧТЗ

До настоящего времени моторным заводом ПАО «ЧТЗ-Уралтрак» выпускаются 4-хтактные дизельные двигатели Д-180 и Д-160 (последние исключительно как ремонтный узел) различных модификаций. Двигатель Д-160 проектировался в 70-х годах прошлого века для модернизированной версии трактора 6-го тягового класса Т-130 и отвечал требованиям, предъявляемым к дизельным моторам в момент начала серийного производства в 1981 году. В дальнейшем, при переходе к выпуску новой модели – Т-170, стал устанавливаться ан нее. Однако, первый же опыт эксплуатации выявил недостаточные тяговые характеристики для машины 10-го тягового класса. Поэтому в 90-е годы для новых модификаций трактора на базе Д-160, с учетом достижений мирового дизелестроения и пожеланий потребителей, был разработан новый двигатель Д-180 более высокой мощности.

Двигатель Д-180 от Машсервис

С прекращением выпуска Т-170 производство дизеля Д-180 не остановилось, т.к. мотор перешел к новой модели – Б-10М (Т-10М). Также, двигатели поставляются другим российским производителям спецтехники для установки на гусеничные экскаваторы, погрузчики и т.п. Кроме того, двигатель применяется как привод стационарных и судовых дизель-генераторов.

Компоновка двигателя Т-170

Дизельные двигатели Д-160 и Д-180 выполнены с традиционным для ЧТЗ L-образным (рядным) расположением цилиндров. Число цилиндров – четыре, выбрано из условия оптимального соотношения габаритов и мощности. Воздушно-топливная смесь образуется непосредственно в камерах сгорания. Охлаждение двигателя жидкостное – каналы для охлаждающей жидкости расположены в теле блока цилиндров. Питание воздухом принудительное – с помощью отечественных турбин ТКР-11Н3 или ТКР-8,5С либо К-27 производства Чехии.

Модификации двигателей

Основное отличие моторов Д-180 от своих «стошетидесятых» предшественников заключается в увеличенном объеме камеры сгорания за счет большего диаметра цилиндров (150 мм против 145). Кроме того, усовершенствованная конструкция Д-180 позволяет использовать в качестве горючего не только дизтопливо, но и керосин или газовый конденсат. Последнее весьма немаловажное преимущество для машин, работающих на обустройстве нефтегазовых промыслов. Запуск двигателя может производиться как пусковым карбюраторным двигателем ПД-23У, так и электростартером.  Для двигателя Д-180.101-4 выпускается модификация с повышенной частотой вращения коленвала 1250 мин-1 оснащается специальным уравновешивающим механизмом для снижения вибраций при разгоне двигателя.

Достоинства и недостатки

Многолетняя эксплуатация двигателя Т-170 (как Д-160, так и Д-180) в разных климатических условиях позволяет сделать следующие выводы о сильных и слабых сторонах творения челябинских моторостроителей.

В «плюсы» следует зачесть:

  • феноменальная надежность при эксплуатации в условиях сурового климата и отсутствия надлежащего ухода;
  • высокие тяговые характеристики;
  • экономичность (в среднем 28 литров горючего за час работы).

К недостаткам двигателей ЧТЗ относятся:

  • относительно низкая удельная мощность – около 90 л.с. на тонну собственной массы;
  • сравнительная тихоходность, хотя именно на низких оборотах двигатель демонстрирует максимальную тягу.

Технические характеристики двигателя Д-180 и Д-160

Показатели и их размерность

Д-160

Д-180

ПДУ

Стартер

ПДУ

Стартер

Количество цилиндров

4

Тип двигателя (расположение цилиндров)

рядный (L-образный)

Диаметр поршня, мм

145

150

Рабочий ход поршня, мм

205

Рабочий объем, л

13,53

14,48

Мощность, л.с.

160

180

Максимальный крутящий момент, Н*м

1050

Частота вращения максимальная, мин-1

1250

Расход топлива (норматив), г/л.с. в час

170

160

Масса, кг

2 126

1 949

2 095

1 890

Габаритные размеры, мм:

  • длина
  • ширина
  • высота

 

1 795

1 187

1 741

 

1 732

1 187

1 728

 

1 870

1 200

1 800

 

1 730

1 190

1 730