14 отзывов
Контакты
ООО Машсервис
+7 показать номер
КазахстанНур-СултанПроспект Республики, 42/1
Карта

Двигатель ЧТЗ

С середины нулевых годов тракторы, выпускаемые Челябинским тракторным заводом, по требованию заказчика, могут оснащаться не только «родными» двигателями Т-170, но и силовыми установками от сторонних производителей – Ярославского ЯМЗ и американскими Cummins. Однако, с учетом ранее выпущенных Т-170, на большинстве челябинских машин установлены моторы собственного производства.
vkontakte facebook twitter
История создания и применения двигателей ЧТЗ
До настоящего времени моторным заводом ПАО «ЧТЗ-Уралтрак» выпускаются 4-хтактные дизельные двигатели Д-180 и Д-160 (последние исключительно как ремонтный узел) различных модификаций. Двигатель Д-160 проектировался в 70-х годах прошлого века для модернизированной версии трактора 6-го тягового класса Т-130 и отвечал требованиям, предъявляемым к дизельным моторам в момент начала серийного производства в 1981 году. В дальнейшем, при переходе к выпуску новой модели – Т-170, стал устанавливаться ан нее. Однако, первый же опыт эксплуатации выявил недостаточные тяговые характеристики для машины 10-го тягового класса. Поэтому в 90-е годы для новых модификаций трактора на базе Д-160, с учетом достижений мирового дизелестроения и пожеланий потребителей, был разработан новый двигатель Д-180 более высокой мощности.
С прекращением выпуска Т-170 производство дизеля Д-180 не остановилось, т.к. мотор перешел к новой модели – Б-10М (Т-10М). Также, двигатели поставляются другим российским производителям спецтехники для установки на гусеничные экскаваторы, погрузчики и т.п. Кроме того, двигатель применяется как привод стационарных и судовых дизель-генераторов.
Компоновка двигателя Т-170
Дизельные двигатели Д-160 и Д-180 выполнены с традиционным для ЧТЗ L-образным (рядным) расположением цилиндров. Число цилиндров – четыре, выбрано из условия оптимального соотношения габаритов и мощности. Воздушно-топливная смесь образуется непосредственно в камерах сгорания. Охлаждение двигателя жидкостное – каналы для охлаждающей жидкости расположены в теле блока цилиндров. Питание воздухом принудительное – с помощью отечественных турбин ТКР-11Н3 или ТКР-8,5С либо К-27 производства Чехии.
Модификации двигателей
Основное отличие моторов Д-180 от своих «стошетидесятых» предшественников заключается в увеличенном объеме камеры сгорания за счет большего диаметра цилиндров (150 мм против 145). Кроме того, усовершенствованная конструкция Д-180 позволяет использовать в качестве горючего не только дизтопливо, но и керосин или газовый конденсат. Последнее весьма немаловажное преимущество для машин, работающих на обустройстве нефтегазовых промыслов. Запуск двигателя может производиться как пусковым карбюраторным двигателем ПД-23У, так и электростартером. Для двигателя Д-180.101-4 выпускается модификация с повышенной частотой вращения коленвала 1250 мин-1 оснащается специальным уравновешивающим механизмом для снижения вибраций при разгоне двигателя.
Достоинства и недостатки
Многолетняя эксплуатация двигателя Т-170 (как Д-160, так и Д-180) в разных климатических условиях позволяет сделать следующие выводы о сильных и слабых сторонах творения челябинских моторостроителей.
В «плюсы» следует зачесть:
феноменальная надежность при эксплуатации в условиях сурового климата и отсутствия надлежащего ухода;
высокие тяговые характеристики;
экономичность (в среднем 28 литров горючего за час работы).
К недостаткам двигателей ЧТЗ относятся:
относительно низкая удельная мощность – около 90 л.с. на тонну собственной массы;
сравнительная тихоходность, хотя именно на низких оборотах двигатель демонстрирует максимальную тягу.
Технические характеристики двигателя Д-180 и Д-160
Показатели и их размерность
Д-160
Д-180
ПДУ
Стартер
ПДУ
Стартер
Количество цилиндров
4
Тип двигателя (расположение цилиндров)
рядный (L-образный)
Диаметр поршня, мм
145
150
Рабочий ход поршня, мм
205
Рабочий объем, л
13,53
14,48
Мощность, л.с.
160
180
Максимальный крутящий момент, Н*м
1050
Частота вращения максимальная, мин-1
1250
Расход топлива (норматив), г/л.с. в час
170
160
Масса, кг
2 126
1 949
2 095
1 890
Габаритные размеры, мм:
длина
ширина
высота
1 795
1 187
1 741
1 732
1 187
1 728
1 870
1 200
1 800
1 730
1 190
1 730